шкода...
Skoda Octavia на треке и в поле
В зеркалах маячит Audi RS6 с немецкими номерами, под колёсами
узкий серпантин в лесопарке к северу от Будапешта. Но мы и не думаем
сбавлять скорость и пропускать самодовольных «бюргеров» в 580-сильном
седане. Кричу коллеге: «Жми!», а сам в это время быстро меняю масштаб в
«навигационке» – чем не стенограмма? Тем более, что я уже недавно пребывал в восторге от этой дорожки – здесь же мы ездили на гибридном Lexus RX 450h.
Спутать обновлённую Октавию с предыдущей просто нереально из-за
огромных фар «вразлёт» и увеличившейся решётки радиатора. А
«заряженная» Octavia RS злобно ощерилась огромной «пастью» в бампере и
щеголяет светодиодными секциями «дневного света». Кстати, ксеноновые
фары стали адаптивными
|
Визг резины Dunlop SP Sport 01, сносы, заносы, ESP трудилась в поте
«лица», тормоза «кончились» в последней «шпильке», но «четыре кольца»
нас обогнали только на прямой – слишком уж велика разница в мощности.
Напоследок поморгав «аварийкой» в знак благодарности за хорошую
«прогулку». Да, представителей Германии мы крепко удивили: за Audi,
оказывается, низко летел и универсал Mercedes-Benz с AMG-пакетом.
Самое незаметное, но самое важное для водителя измененение – это увеличенные в размерах боковые зеркала
|
И не беда, что после этого серпантина нам пришлось 10 минут остужать
дымящие тормоза. Главное, что противостоял мощным «немцам»…
полноприводный универсал с увеличенным клиренсом! Дело было на
презентации обновлённой Skoda Octavia Scout. Как тут снова не похвалить
хорошее шасси и 160-сильный турбомотор TSI объёмом 1,8 литра, он пришёл на смену двухлитровому «атмосфернику».
С тарированными неровностями подготовленной трассы Скауты
расправлялись играючи. Впрочем, из той горстки машин, что купят
россияне, большинство не увидят даже такого бездорожья
|
Двигатель – класс! Хорошо тянет с низов и бодро выкручивается до
6500 оборотов. И пусть прибавка в мощности всего 10 «лошадей», зато
количество «ньютонов» увеличилось разом на 50. Так что нет ничего
удивительного в том, что Octavia Scout разгоняется до «сотни» теперь
всего за 8,4 секунды, а не за 10, как предыдущая версия. Жаль только,
что коробка – по-прежнему 6-ступенчатая «механика». И никакой
альтернативы.
На этом подъёме многие глохли – механическая коробка передач на
таком уклоне, да ещё и в сочетании с «глазами в небо» накладывает
определённые требования на водителя
|
Вряд ли отсутствие «автомата» или DSG резко повлияет на продажи в
Европе. Сегмент нишевый – Skoda продала уже 22 тысячи Скаутов,
преимущественно в приальпийских странах. Но у нас с «механикой» дружат
всё меньше людей, да и нынешние пробки склоняют чашу весов в пользу
автоматических коробок. А жаль - «ручка» на Skoda чёткая и приятная в
работе, да и сцепление очень внятное. Орудовать рычагом - сплошное
удовольствие.
Избежать неприятностей при штурме бездорожья поможет не только
пластиковый обвес, предохраняющий бамперы, колёсные арки и пороги от
царапин и повреждений, но и защита картера двигателя
|
Зато под кузовом скрывается полноприводная трансмиссия Haldex 4-го
поколения – и это, пожалуй, самое важное отличие, наряду с двигателем,
от дорестайлингового Скаута. Межосевая муфта имеет «преднатяг» 10%, то
есть Scout остаётся полноприводным даже при движении по асфальту на
постоянной скорости. А в случае необходимости она способна передать до
85% крутящего момента на любое из колёс. Подробно про эту трансмиссию
можно почитать здесь – мы с ней познакомились ещё зимой.
По
внедорожной трассе, созданной организаторами, Octavia Scout идёт
уверенно. Увеличенный до 179 мм клиренс (+20 мм к обычной Октавии) и
обвес из некрашеного пластика позволяют не слишком заморачиваться по
поводу штурма буераков. Конечно, с поправкой на геометрическую
проходимость и ограниченные возможности шоссейных покрышек. Это не
«уазик», но до берега реки с мангалом и шумной компанией доберётся
Scout без малейших проблем.
Интерьер Skoda Octavia Scout стал лучше. И по качеству, и по
дизайну. Серебристые вставки сделаны из другого материала, более
дорогого на вид. Кроме того, сюда удачно вписался новый руль от Superb
и блок управления климат-контролем, распространившийся ныне на многие
модели Skoda/Volkswagen. Отличительная особенность салона Scout –
массивная ручка для переднего пассажира
|
А по соседству с «грязевыми ваннами» – блюдо для гурманов.
Извилистое асфальтовое полотно трека EuroRing было доступно для нас на
протяжении нескольких часов. И туда мы отправились уже не на Скауте, а
на обновлённой Skoda Octavia RS.
Skoda Octavia RS по-прежнему предлагается и в ярких и эффектных
цветах (жёлтый и красный), но в России предпочитают традиционные чёрный
и серебристый, а если и отходят от этого правила, то только в сторону
синего
|
Для первого заезда я взял RS-ку с бензиновым 200-сильным
турбомотором и умным «роботом» DSG. Казалось бы, привычный набор
ингредиентов от VAG. Но нет, двигатель здесь также из нового семейства
– точь-в-точь, как на Volkswagen Scirocco. Он на 10 л.с. слабее
агрегата новейшего Volkswagen Golf VI GTI. А коробка DSG российским
покупателям RS раньше доступна не была. Мощность и крутящий момент (280
Н∙м) остались на прежнем уровне, а вот средний расход топлива упал с
7,8 до 7,5 литра на сотню километров.
Универсал Octavia RS на 15 кг тяжелее хэтчбэка и проигрывает ему
0,1 секунды в разгоне до «сотни» и 3 км/ч максимальной скорости – 7,3 с
и 239 км/ч соответственно. Но эти отличия настолько эфемерны, что на
ходу совершенно не ощущаются
|
Впрочем, какая экономия? Мы на гоночной трассе! Ознакомительный круг
за пейс-каром и пять RS-ок выкатываются на старт. DSG в спортрежим,
поехали! Ещё три «боевых» круга и возвращаемся. Меняемся машинами – и
снова на горячий асфальт EuroRing. Финальные попытки я откатал на
бензиновой Octavia RS с 6-ступенчатой «механикой». Итак, чем порадует
Skoda любителей трек-дней?
Интересный факт. Несмотря на то, что универсал Octavia RS на
бумаге медленнее хэтчбэка – он популярнее! Из всех 60 тысяч проданных с
2000 года Octavia RS 70% приходится на версию Combi
|
Главное – Octavia RS очень понятна в управлении. Она не подкинет
«свинью» неопытному водителю. Переборщил со скоростью – машина плавно
уходит наружу. Сбросил газ – закинет заднюю ось. Подстрахует и система
стабилизации. Но полностью отключить её нельзя. Под «личиной» надписи
ESP off скрывается лишь вырвавшийся на волю 200-сильный «табун» –
деактивируется только «трекшн-контроль».
Skoda Octavia RS Combi охотнее всего разбирают в Германии,
Швейцарии и Италии, а англичане и испанцы традиционно предпочитают
«горячие хэтчбэки». В остальных странах обе версии продаются примерно
поровну. Кроме, естественно, России – у нас покупка спортивного
универсала вызовет в лучшем случае усмешку
|
Но это не означает спортивную трагедию! ESP настроена очень хорошо,
позволяя и пошалить. Во всяком случае, у меня к ней не возникло никаких
претензий на сухом асфальте. И коробки передач - отличные. И механика,
и «робот» DSG хорошо проявили себя в нелёгких условиях. А вот подвеска
для трека мягковата, да и покрышки не самые выдающиеся. 18-дюймовым
Continental SportContact2 приходится несладко и из-за кренов, и из-за
1450 килограммов массы, и из-за 33-градусной жары.
А вот отличить рестайлинговую машину сзади – непростая задача.
Лишь фонари с изменённым «рисунком» и шильдик RS слева (а не справа под
обозначением Octavia) выдают обновлённую «хищницу». Клиренс в сравнении
с обычными Октавиями уменьшен на 13 мм (12 мм у универсала), а
стандартное оснащение входят 17-дюймовые легкосплавные колёса. Впрочем,
на всех тестовых машинах стояли опциональные 18-дюймовые диски
|
Пищат они и от крутящего момента в 280 «ньютонов», который с
удовольствием выдаёт мотор в диапазоне от 1700 до 5000 «оборотов». Даже
если совсем облениться и проходить крутые повороты на третьей передаче,
то на выходе при утопленной до конца напольной педали газа внутреннее
колесо срывается в пробуксовку. Нужна блокировка? Нет!
Салон Octavia RS отличается трёхспицевой «баранкой» с более толстым ободом и логотипом RS…
|
Дело в том, что Skoda Octavia RS вовсе не нуждается в экстремальных
настройках. И всё перечисленное воспринимается не более чем досадные
мелочи. Энтузиасты трек-дней обратят свой выбор на другие «хот-хэтчи»,
либо отправят Октавию в лапы многочисленных тюнинговых ателье.
… и спортивными креслами с вышивкой RS
|
А в серийном варианте она радует интеллигентным отношением к
новичкам и отличным балансом управляемости и удобства в повседневной
езде. Это нам удалось проверить и в самом Будапеште, и в его
окрестностях. Разве что «выхлоп» чересчур скромен и не затрагивает
струнки драйверской души. Но динамики – за глаза. Прежняя Octavia RS
разгонялась до «сотни» за 7,3 секунды, новая проделывает это на 0,1
быстрее. Слегка увеличилась и «максималка» – с 240 до 242 км/ч.
А за дополнительную плату классные сиденья Octavia RS будут обтянуты кожей – раньше такая опция не предлагалась
|
Благодарить за это нужно оптимизированную аэродинамику и небольшое
снижение массы, в основном, за счёт отказа от «запаски» (минус 20 кг).
Кстати, лучшая обтекаемость способствует и тишине в салоне. А
казавшаяся мягкой на треке подвеска отлично подходит для обычных дорог
и автобанов – она прекрасно демпфирует неровности и не тревожит попусту
пассажиров. При этом Octavia RS быстро и точно реагирует на действия
рулём, радуя своей послушностью. Scout чуть ленивее, а из-за
увеличенного клиренса и шин с более высоким профилем сильнее реагирует
на порывы бокового ветра. Но и он отлично «рулится» – это мы выяснили
ещё на серпантине. Конечно, с поправкой на то, что это «подросший»
универсал.
Кстати,
для поклонников сплава экономичности без ущерба для спорта в Европе
есть Octavia RS с дизелем под капотом. Причём как с «ручкой», так и с
DSG. И здесь однозначно в плюсах второй вариант – у 170-сильного мотора
нехилая турбояма на низких оборотах, из-за чего даже опытный водитель
может заглохнуть на старте! Да и проигрыш более секунды в разгоне по
сравнению с бензиновой Октавией (8,3 против 7,2) не вдохновит активного
«драйвера». Поэтому можно смело отказываться от «механики» в пользу
смышлёного «робота»
Главные изменения в приборном щитке – белая подсветка шкал вместо зелёной. На фото – «приборка» дизельной Octavia RS
|
Кроме того, сцепление здесь заметно жёстче, чем у бензиновой версии,
а узкий рабочий диапазон вынуждает постоянно переключаться. Что
касается общих проблем дизельной версии, то здесь и более жёсткая
подвеска (чтобы компенсировать большую массу мотора), которая едва ли
поможет дизелю на треке, и «невкусный» рык, и заметные вибрации. В
общем, жалеть о том, что такая Octavia RS до нас не доедет, едва ли
придётся – выигрыш в расходе топлива не столь существенен, а
удовольствия куда меньше.
Не
доберётся до нас и дизельная Skoda Octavia Scout. Двигатель выдаёт 140
сил против 170 у RS и 320 Н∙м против 350, и оснащается всё той же
механической КПП. И если для «заряженного» хэтчбэка она оправдана, то в
случае семейного универсала – вряд ли. Да и дорогие они – машины на
тяжёлом топливе. В итоге от поставок решили отказаться.
Каждый владелец Skoda Octavia может гордиться выдающимся
багажником. Даже у хэтчбэка его объём равен 565 л, а если сложить
полностью задний диван, то он увеличивается до 1455 л. Универсал в этом
плане ещё круче – 1655 л
|
Итак, в ходе рестайлинга Octavia RS и Octavia Scout приобрели не
только свежий дизайн и обновлённый интерьер, а также новые моторы, но и
сохранили все свои главные качества – удобство и хорошую управляемость.
И если внешность кому-то покажется спорной, то двигатели и салон только
подчёркивают достоинства машины. Оценить которые россияне смогут в
сентябре. А цены Skoda объявит уже в июне. В Германии, кстати, и RS, и
Scout стоят одинаково - от 28 090 евро.
Текст: Вадим Гагарин
Фото: Вадим Гагарин
ИСТОРИЯ
Модификации Scout в первом поколении Октавии не было, но
полноприводный универсал имелся. Он был примечателен прежде всего тем,
что ради внедрения трансмиссии с четырьмя ведущими инженерам пришлось
полностью перекроить заднюю подвеску - она стала многорычажной, а
багажник уменьшился в объёме с 548 до 448 л. Skoda Octavia Combi 4x4
оснащалась одним из четырёх двигателей, самый мощный из которых
(1,8-литровый бензиновый турбомотор) развивал 150 л.с.
|
«Заряженная» Skoda Octavia RS появилась в гамме в 2001 году и так
же имела под капотом широко распространённый турбомотор объёмом 1,8
литра. Но для RS-ки он был форсирован до 180 сил и 235 Н∙м, что
позволяло машине разгоняться до «сотни» за 7,9 секунды и достигать 235
км/ч. Универсал Octavia RS Combi тратил на стандартный норматив 8
секунд, а максимальная скорость была на 4 км/ч меньше
|
Skoda Octavia RS второго поколения - ещё более серьёзный
спортивный снаряд. Под капотом - двухлитровый турбомотор с
непосредственным впрыском, который развивал уже 200 сил и 280 Н∙м. При
умелом обращении с шестиступенчатой «механикой» Octavia RS набирала
«сотню» уже за 7,3 секунды и достигала 240 км/ч. Добавилась и дизельная
модификация Octavia RS. Силёнок у неё было поменьше - 170, зато
крутящего момента - хоть отбавляй (350 Н∙м). Впрочем, необходимость
активно работать рычагом КПП не помогла ей в гонках с бензиновой RS -
спринт «0-100» она бегала за 8,5 секунды, а максимальная скорость упала
до 225 км/ч. Зато её можно было заполучить с роботизированной коробкой
DSG с двойным сцеплением, а на версии с 2.0 TFSI продвинутый «робот»
стала доступен существенно позже.
|
Полноприводная Skoda Octavia Scout дебютировала в 2006 году, но за
это время разошлась лишь 22-тысячным тиражом. Причины, видимо, кроются
в ограниченном выборе двигателей (двухлитровый бензиновый мотор
мощностью 150 л.с. и 140-сильный турбодизель такого же объёма) и
наличия только механической коробки передач. А в России Scout продавали
и вовсе только с бензиновым 2.0 FSI